НАСТАВНИЧЕСТВО — это процесс, в рамках которого опытный человек (наставник) передаёт свои знания, опыт и навыки менее опытному (подопечному) с целью его развития, обучения и достижения успеха. Может происходить в различных сферах жизни — от карьеры и бизнеса до личностного развития.
ЦЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА — помочь подопечному быстрее адаптироваться на новом рабочем месте, освоить ключевые навыки и принимать важные решения.
ЗАДАЧА НАСТАВНИКА — помочь подопечному быстро разобраться во всех аспектах работы и начать самостоятельно и эффективно выполнять задачи. Некоторые функции наставника:
- знакомит с корпоративной культурой, миссией и целями компании, направлениями работы;
- знакомит с коллегами, рассказывает, к кому с какими вопросами обращаться, помогает освоиться в коллективе;
- рассказывает о должностных обязанностях, обучает, если подопечному не хватает знаний для выполнения работы;
- даёт обратную связь: подопечный выполняет задачу, а наставник разбирает ошибки, отмечает удачные решения, подсказывает, как выполнять работу ещё эффективнее или быстрее.
МЕТОДЫ
Для наиболее эффективного обучения методы наставничества комбинируются друг с другом.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
Ориентированы на передачу конкретных знаний в формате «один на один». Некоторые методы:
- Наблюдение — наставник наблюдает за работой новичка и при необходимости корректирует его действия.
- Метод обратной связи — систематизированный обмен наблюдениями и рекомендациями между наставником и подопечным.
- Метод постепенного усложнения задач — выстраивание траектории развития от простых задач к сложным, с чёткой градацией уровней сложности и ответственности.
- Метод «Точки контроля» — структурированная система проверки прогресса подопечного и корректировки курса наставничества: регулярные встречи с фиксированной периодичностью (еженедельные или ежемесячные).
ГРУППОВЫЕ
Наставник работает с группой подопечных одновременно. Некоторые методы:
- Групповое наставничество — один или несколько наставников дают рекомендации, поддержку и советы в условиях групповой динамики, что позволяет подопечным делиться опытом, знаниями и поддержкой.
- Тематические сессии наставничества — групповые занятия по конкретным темам или проблемам, связанным с целями или болевыми точками организации.
- Командное наставничество — два или более наставников работают вместе или по отдельности с одним или группой подопечных, чтобы помочь им достичь определённых целей развития.
ВИРТУАЛЬНЫЕ
Наставник и ученик взаимодействуют через интернет-платформы или мобильные приложения. Этот формат позволяет наставникам и ученикам находиться на любом расстоянии друг от друга. Некоторые особенности виртуального наставничества:
- Использование технологий — видеоконференции, чаты, онлайн-курсы и т. д..
- Индивидуальный подход — каждый ученик получает персонализированную программу развития, основанную на его целях, интересах и потребностях.
- Гибкость — виртуальное обучение позволяет ученикам самостоятельно планировать своё время и темп обучения, а также выбирать наиболее удобные для себя форматы взаимодействия с наставником.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
С 1 марта 2025 года в Трудовом кодексе РФ действует статья 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда». Она содержит правила организации работы наставников — специалистов, которые курируют молодых и менее опытных сотрудников.
В ГОАУСОН «Кандалакшский ДИПИ» действует Положение об организации наставничества от 22.08.2025г. № 219.
| План мероприятий Школы наставников. |


















